Советы дефектолога

Создание условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью

Консультация для родителей

Создание условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка - он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!

(Калиман Н. А.)

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

оставить все как есть, или что-то изменить;
изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их: как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти; как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей; как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
Если в жизни родителей появился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, то должны понимать, что жизнь не остановилась, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать такого ребенка, как ребенка со скрытыми возможностями.

Родители «особых» детей сталкиваются с трудностями:

незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации.
Поэтому целью работы является:

для детей

сделать максимально эффективной социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе;
подготовить его к общению со сверстниками и взрослыми;
воспитать навыки социально адекватного поведения
для родителей

научиться использовать простейшие методы помощи своему ребенку;
обучить их навыкам позитивного взаимодействия с ним;
сформировать положительное восприятие собственного нетипичного ребенка;
воспитать активную позицию, значимую для последующей его жизни.
Детско-родительские отношения в семьях, где есть дети с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная адаптация такого ребёнка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего, материнского) поведения.

Овладение современными способами лечения, психолого-педагогические и социально-психологические технологи позволяют и семье и ребенку жить счастливо!

Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений «особого» ребёнка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей.

Л. С. Выготский считал что «…из сотрудничества ребёнка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции», «от исхода социальной компенсации, то есть конечного формирования личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности».

По данным исследования Р. Ф. Майрамяна:

сообщения об умственной отсталости ребёнка вызывает у 65% матерей острые эмоциональные расстройства, аффективно-шоковые и истерические расстройства, психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. И со временем он может не только уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребёнком.
динамика родительского кризиса представлена четырьмя основными фазами:
Первая фаза – характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха; преследует вопрос «Почему это случилось именно со мной?»; возникает чувство вины.

Вторая фаза – шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание диагноза. Людям хочется сохранить надежду, что это ошибка, врач не прав – а на самом деле, это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности, тревоги.

Активизируются две основные стратегии родительского поведения: «врачебный супермаркет» и «поиск чудесного исцеления».

«Врачебный супермаркет» - это бесчисленные консультации, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями.

«Поиск чудесного исцеления» - так начинают формироваться семейные «мифы», искажающие реальную ситуацию, мешающие началу необходимой работы.

Третья фаза – «хроническая печаль». По мере того, как родители начинают понимать диагноз, они погружаются в глубокую печаль, испытывают неутихающую боль от осознания неполноценности родного человека.

Четвёртая фаза – начало социально-психологической зрелой адаптации родителей, когда они в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами ребёнка, устанавливать адекватные контакты со специалистами и разумно следовать их советам.

Фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов.

Педагогическая система, создаваемая для детей с нарушениями в развитии, должна решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки, так и вопросы его социализации.

Детей с интеллектуальной недостаточностью характеризует задержка сроков возникновения и незавершенность возрастных психологических новообразований и неравномерность, нарушение целостности психофизического развития.

Всё это затрудняет включение ребёнка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путём.

Система индивидуальных коррекционных занятий, составляемая с целью обеспечить каждому ребёнку адекватные для него темпы и способы усвоения навыков, решает такие задачи, как:

- развитие слуховых ориентировочных реакций;

- развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым;

- развитие речевой активности;

- развитие зрительных ориентировочных реакций, реакции подражания.

Основная особенность детей, с которыми начинают обучение - это полная невозможность включения в какую-либо целенаправленную деятельность, интерес нестоек, сконцентрировать внимание удаётся лишь на очень непродолжительное время. Одни дети расторможены, бегают по комнате, живо реагируют на новые предметы и игрушки, хватают их, тянут в рот, трясут, но очень быстро бросают. У других же, напротив, уровень психической активности достаточно низок: они заторможены, интерес к окружению почти полностью отсутствует. Бедность мимики, невозможность делать понятные жесты, отклонения сенсомоторной сферы, кинестетического восприятия препятствуют развитию и невербальных средств общения (экспрессивно-мимических и предметно-действенных).

Исходя из особенностей детей, работа с ними начинается с формирования эмоциональных отношений к окружающему, взрослым, сверстникам, интереса к происходящему вокруг.

Так блок игр и игровых упражнений, нацеленный на формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым деятельность, развитие ощущений собственных движений, где сенсорные игры «Посыплем на ручки», «Спрячем ручки» и т. д. с крупой и сыпучим материалом имеют и терапевтический эффект.

В простейших игровых моментах сенсорной стимуляцией поддерживаются собственные кинестетические ощущения ребёнка, подхватываются и разделяются его реакции. Такая взаимотерапия радостна и целебна одновременно, так как специально организованная подобная ситуация общения несёт ребёнку приятные впечатления, не требует недоступных для него форм взаимодействия.

Ребенок учится способам привлечения внимания, показывать способы стимуляции его к развитию активного взаимодействия.

Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкреплённые сенсорными эффектами, расширяются взаимодействия взрослого и ребёнка, сенсорная стимуляция становится более разнообразной.

Стимулирование детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии, когда обыгрываются их звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий.

Педагог и нацеленные им родители приобретают качественно иной стиль общения с ребёнком: идёт постоянный интуитивный поиск средств общения – мимики, движения глаз, интонации. Взрослый в процессе игрового общения импровизирует, устанавливает визуальный контакт с неговорящим ребенком, и это уже есть первые коммуникативные продвижения ребёнка.

Так игровая импровизация, театрализованная игра становятся активными средствами коррекционной педагогики.

Импровизированное игровое взаимодействие, живое реагирование в ответ реакциям ребёнка совершенствуют характер, форму его чувств и мышления.

В процессе психолого-педагогического сопровождения родители (мама) понимают смысл и содержание работы с ребёнком, у них вырабатываются позитивные установки по отношению, как к себе, так и к своему ребёнку.

Изменение отношения и повышение педагогической компетентности родителей оказывают влияние на семью в целом: оба родителя адекватно оценивают реабилитационный потенциал ребёнка, начинают серьёзно относиться к обучению, имеющему практическую направленность. Общение с больным ребёнком оказывает влияние на здоровых детей в семье, воспитывая такие личностные качества, как толерантность, чувство сопереживания.

Во время общения с родителями, специалисты стремятся выработать у них позицию, что дети, имеющие интеллектуальную недостаточность и многие другие, это, во-первых – дети, во-вторых – дети, и, в-третьих – тоже дети!

Работая с детьми сами, специалисты помогают принять, что наличие особенностей развития должно побуждать их узнавать об этих особенностях и в соответствии с ними организовывать стиль жизни семьи.

Педагог вместе с психологом определяет необходимость и продолжительность индивидуальной работы с каждым ребёнком. В соответствии со степенью и темпом усвоения программного материала можно варьировать содержание занятий. На усвоение одних тем потребуется больше времени, другие же темы, хорошо усвоенные детьми и могут быть опущены.

Занятия проводятся в утренние и вечерние часы. Целесообразно убедить родителей воспитанников в необходимости занятий с такими детьми дома и показать, как это надо делать, рассказать о содержании занятий.

Индивидуальные занятия с детьми организовывать в форме игры. Партнёром по игре может быть взрослый или другой ребёнок. В дидактической игре происходит закрепление, углубление знаний, умений. Ребёнку подробно объясняют правила игры, проводится пробная игра, с тем, чтобы определить, понятны ли ему её условия и правила. Если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо менять наглядный материал.

Программа занятий строится циклически. Познавательный материал располагается по принципу - от просто к сложному. Таким образом, индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение математических представлений. Временные и пространственные представления рекомендуется закреплять в повседневной жизни. Главный принцип в воспитании этих детей - формирование у них привычек.

Родители должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.

Немалую роль в формировании умения управлять своим поведением играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.

Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью крайне не зрелы, что чаще всего становится причиной их неправильного поведения. Родители должны, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно с педагогами вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций. Взрослые должны вносить в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксировать его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость.

Чрезвычайно важна способность к волевым усилиям. Ребенок, вместо «хочу это», должен заставить себя делать то, что «надо». В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специально организованных занятиях необходимо ставить перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не следует допускать, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Умственная готовность

Еще одним необходимым условием обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Ребенок должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях. Чтобы помочь в этом ребенку с нарушением интеллекта, необходимо обращать его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учить сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объяснять причину и результат явлений, происходящих вокруг. Дети с интеллектуальной недостаточностью сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход. Детям с нарушением интеллекта свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания. В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Взрослые не должны давать им готовые ответы, а обязаны помогать в поисках способов действия. Учите их планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Активизации мыслительной деятельности, развитию способности анализировать, сравнивать, обобщать способствуют следующие упражнения: «Возьми, что подходит», «Что к чему подходит», «Назови одним словом», «Четвертый лишний».

Речевое развитие

Чем бы родители ни занимались с ребенком, непременно должны обращать внимание на его речь. Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии понимал разговорную речь и сам владел ею. Необходимо постоянно следить за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению. Необходимо вводить в речь ребенка новые слова, разъясняя их смысл. У ребенка с особенностями в развитии снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, т. е. не развит фонематический слух. С этой целью можно предложить ребенку следующие задания: «Подбери слова, чтоб звук М стоял в начале слова?», «Определи какой звук в конце?», «Выбери только те картинки, в названии которых есть звук К?» и др. Не менее важна смысловая сторона слов. Полезно вместе с ребенком подбирать разные слова со сходным значением, а также с противоположным смыслом. Ребенок с удовольствием поиграет в игры: «Скажи наоборот», «Вставь подходящее слово» и т. д.

Память.

Для успешного обучения большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти. У детей с интеллектуальной недостаточностью память снижена. Они с большим трудом запоминают новый материал. Исследования психологов свидетельствуют, что память таких детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы, поэтому родители должны использовать любую возможность, чтобы научить детей приемам запоминания и припоминания. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Ребенок в процессе классификации создает группу. Он называет каждую картинку, а затем дает им общее название. Через некоторое время нужно спросить у ребенка, какие предметы были изображены на картинках. Можно поиграть с ребенком в следующие игры: «Назови, что запомнил», «Слушай и повторяй», «Запомни слова».

Моторика.

Не следует забывать и о том, что для формирования навыка письма необходима ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с интеллектуальной недостаточностью общая моторика слабо развита. Они неловки, неуклюжи. Движения мелких мышц руки отличаются некоординированностью, напряженностью. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Дети с нарушением интеллекта по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими нормально развивающимися сверстниками.

Трудности усвоения программного материала осложняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования личности. Тесное взаимодействие в работе педагогов и их родителей помогает подготовить ребенка с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе.

Трудовая деятельность.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Труд способствует как физическому, так и психическому развитию ребёнка. В процессе труда ребёнок обогащается различными понятиями, учится понимать свойства предметов, производить анализ, выделять отдельные признаки из целого комплекса и овладевает умением их использовать.

В процессе овладения трудовыми навыками происходит укрепление памяти, внимания.

Труд повышает общий тонус, воспитывает точность движений, которые становятся более целенаправленными и упорядоченными.

Необходимо привлекать детей к работе по дому. Этот труд должен быть посилен и правильно организован. Надо также воспитывать у детей умение одеваться и раздеваться, класть вещи на место в определённом порядке; надо прививать им умение сидеть, вставать при разговоре со старшими, ловкость повседневных движений. Эти нормы поведения важны для всей жизни ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

При выработке у «особых» детей навыков необходим наглядный показ и многократные повторения. При этом следует подчеркнуть, что любовь и жалость к больным детям должны служить источником большой терпеливости и настойчивости. Раздражительность и применение физического воздействия ещё больше обостряют болезненные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Игровая деятельность.

Активное включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.

Для более эффективного воздействия игры на развитие таких детей, следует начинать игровой процесс с подготовительной работы к игре. Использование наглядности, предметов, проведения экскурсий, позволит заинтересовать детей игрой.

Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых.

В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность.

Социальная игра является сильнейшим средством социализации ребенка, включающим в себя социальные процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников.

Природа игровой деятельности позволяет включаться в педагогический процесс с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Элементы театрализованных игр используются на уроках математики, чтения, развития речи, рисования, ручного труда, ритмики, музыки, в режимных моментах.

Развивающий потенциал игры дает возможность стимулировать двигательную активность детей, совершенствовать мелкую моторику, координацию движений, активизировать сенсорно-моторное развитие, развивать основные познавательные процессы, эмоционально - волевую сферу, навыки общения, формировать качества личности.

Таким образом, организованная игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью, но становления личности каждого ребенка.

Режим дня

При организации домашних занятий с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, родители необходимо помнить о здоровьесбережении. Главное, на что необходимо обратить внимание - это режим дня ребенка.

Правильный режим дня играет огромную роль в жизни ребёнка. Уже в дошкольном возрасте нужно приучать ребёнка к распорядку дня, иначе взрослея, дети трудно воспринимают то, что от них требуют, а именно: правильную организацию времени бодрствования и сна, а это очень важно для детей с интеллектуальной недостаточностью, у которых нарушена волевая регуляция, ее нужно формировать. Дети любят стабильность, и малейшее изменение в режиме начинает их утомлять. Не только ребёнок должен жить по определённым правилам, но и люди, которые находятся рядом.

Чтобы новый день ребёнок встретил с хорошим настроением, он должен хорошо выспаться, а это значит необходимо соблюдать продолжительность ночного сна. Тогда утреннее пробуждение будет не таким трудным.

Небольшой комплекс упражнений поможет радостно встретить новый день.

Нельзя забывать и о правилах личной гигиены - утренние водные процедуры правило номер один.

Для приёма сбалансированной пищи должно быть отведено определённое время, причём времени должно быть достаточно, чтобы не спешить, хорошо пережёвывать пищу.

Ребенок, определённый промежуток времени проводит в общении (детский сад и т.д.), там он развивается, получает определённый багаж знаний, умений и навыков. Все это время: занятия, отдых, динамические паузы должно соответствовать индивидуальным возможностям ребенка.

Необходимо уделять особое внимание прогулкам на свежем воздухе – летние прогулки более продолжительны, чем зимние, но они должны обязательно присутствовать в режиме дня!

Не забывайте и о дневном сне. Необходимо дома во время праздников, выходных устраивать тихий час. И родители должны показать пример своим детям – это очень важный момент. Ведь поведение родителей - это тот самый пример для подражания, который должен присутствовать в воспитании.

В каждой семье должен быть определённый отрезок времени для занятий с детьми – это так важно для развития познавательных процессов у ребёнка.

Из всего сказанного следует вывод – что именно семья должна уделять огромное внимание для осуществления правильного режима дня у своих детей, способствовать формированию волевой регуляции.

Родителям следует помнить, что жизнь детей, а позднее и взрослых с интеллектуальной недостаточностью будет проходить в коллективе сверстников и в общении с чужими людьми. Поэтому необходимо формировать у детей чувство товарищества, доброжелательного отношения к людям. Одним из средств нравственного воспитания является собственный пример родителей, их отношение друг к другу, к родным, близким. Дети с интеллектуальной недостаточностью хорошо подражают взрослым в манере поведения, копируя их мимику и жесты. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаимной выручки, дружбы, проявления заботы. Показательной и убедительной формой нравственного воспитания является также проведение семейных праздников, подготовка к ним, проявление заботы и внимания к близким. Посильное участие в этих мероприятиях должен принимать и ребенок.

По мере взросления ребенка большое место в воспитательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуальных возможностей детей он будет неодинаков. Прежде всего, необходимо научить детей правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Дети должны знать правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования. Иногда дети не используют эти знания в жизни, во всем полагаясь на родителей. Между тем, умение самостоятельно ездить на городском транспорте является одной из предпосылок более успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами - продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. Приучать его к этому нужно постепенно, многократно повторяя одни и те же действия. Сначала ребенок может лишь подавать чек продавцу и просить подать ему покупку. Затем он учится выбивать чек в кассе. Следует помнить, что начинать надо с одной вещи, стоимость которой доступна пониманию ребенка. Постепенно ребенок приучается осуществлять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.

Опыт показывает, что став взрослыми, некоторые молодые люди с умеренной интеллектуальной недостаточностью на заработанные деньги покупают одежду, украшения, пластинки и т.д. Те, кто не обучен этому, вынуждены прибегать к помощи товарищей. Много внимания требует обучение детей знанию достоинства денег. Обучать этому следует как можно раньше. Подростки уже должны знать достоинство денежных купюр. Детей надо обучать знанию стоимости самых простых предметов быта и первой необходимости. Они должна знать, что деньги можно разменять, а при покупке следует получить сдачу.

Подростков с легкой и умеренной степенью интеллектуальной недостаточностью необходимо по возможности учить планировать семейный бюджет, совершать покупки разнообразных предметов бытового назначения. Не следует забывать и о дальнейшем формировании навыков самообслуживания. Подростки должны уметь не только правильно, но и красиво одеваться. Их нужно учить пользоваться каждым видом одежды в зависимости от времени года, погоды. Подростки должны тщательно следить за своей одеждой, правильно хранить ее, стирать, гладить. Им следует прививать умение нарядно одеться, соблюдать простейшие сочетания цветов в одежде. Подростки должны следить за чистотой тела, вовремя стричься. Особое место должны занимать обстоятельные беседы с девушками-подростками о личной гигиене с показом соответствующих процедур.

Таким образом, родители, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, имеют больше возможностей для своего развития. Поэтому, чем больше усилий приложено родителями к воспитанию и обучению «особенного» ребенка, тем более благоприятной будет его судьба. Особенности состоят в том, что работа родителей «особенного» ребенка, в отличие от работы родителей детей с нормой, носит целенаправленный, неотступный характер, повседневный и последовательный, она должна начинаться как можно раньше и продолжаться всю жизнь.

Тактильные игры

Занятия тактильной стимуляцией с ребенком относительно просты, потому что они легко включаются в повседневную жизнь ребенка. Их интенсивность может варьироваться от легких поглаживаний до целой структурированной системы упражнений.

Тип выбранной программы зависит от переживаемой и демонстрируемой ребенком степени тактильной защиты. Самое главное – преодолеть гиперчувствительность ребенка к прикосновениям. Любой успех нужно хвалить и вознаграждать.

Каждый ребенок, как и каждый родитель, неповторим, поэтому нужна индивидуальная программа, опирающаяся на конкретные потребности каждой семьи. Очень важно понимать, какого прогресса мы можем ожидать от ребенка, ставить перед собой реальные цели, видеть и поощрять даже незначительные улучшения.

Важно, чтобы на занятиях было как можно меньше принуждения. Поэтому начинать лучше с таких действий, которые ребенок хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него. В процессе игр ребенок никогда не должен испытывать даже кратковременного стресса. Более успешными оказываются небольшие занятия с обильным поощрением.

Бесформенные материалы – мука, тесто, цветной пластилин дают ребенку возможность получать радость от исследования, при котором нет погони за успехом и результатом – важен новый опыт. Главное в таких занятиях – сам процесс, а не конечный результат.

Удержитесь от искушения действовать вместо своего ребенка и дайте волю его творчеству.

Чтобы сделать занятие приятными начните с того, что, по Вашим наблюдениям, нравится ребенку – с музыки, книг, игр с водой, песком, постепенно привнося новые элементы в эти игры. Не форсируйте приобретение нового опыта – сначала сделайте его более доступным для вашего ребенка.

Детям с ограничениями движения потребуются специальные приспособления для того, чтобы быть максимально независимыми – валик, лежа на котором они смогут дотянуться до игрушек или специальное сиденье.

Каждому ребенку материал должен предъявляться так, чтобы стимулировать его активность.

Если у ребенка есть тактильная защита, например его рука, жестко сжата в кулак – не раскрывайте ее силой, нежно массируйте тыльную часть круговыми движениями. Может потребоваться значительное время прежде, чем рука раскроется в нужной мере, и ребенок сможет получать тактильные ощущения через пальцы. Расслабить мышцы поможет теплая вода. Чем теплее вода, тем короче будет период расслабления после ее воздействия, поэтому для получения более стойкого результата лучше использовать чуть теплую воду.

Материалы для тактильных игр

Сухие листья дуба, льна, сосновые иглы. Семена гороха, фасоли, кукурузы, тыквы, каштаны, желуди, крупы, косточки вишни, слив и т.д.

Другие материалы: трава (верхушки), сосновые шишки, кора, веточки, галька, ракушки, выброшенные на берегу деревяшки, крышки от бутылок, соломинки, перья, бумага разной плотности, яичная скорлупа, монетки, бусины, скорлупа грецких орехов, макароны, войлок, замша, мраморные камешки, наждачная бумага, конфетти, кокосы, полотенца и др.

Упаковочные материалы: веревочки, крышки, стружка, бечевка, опилки, этикетки, нитки, гофрированный картон, коробки, пенопласт, полиэтиленовые пакеты с пузырями, палочки от мороженого, фольга, фантики от леденцов, ленты, цветочные упаковки, целлофан и т.д.

Бытовые мелочи: шерсть, соломинки от веника, кружево, винил, обрезки тростника, гвозди, нитки из хлопка, пуговицы, зубочистки, резинки, пряжа, катушки, заколки, бумажные стаканчики, салфетки, прищепки, пемза и др.

Можно использовать разные по качеству щетки для волос, мягкие, жесткие, с густой или редкой щетиной, зубные щетки, пуховку, метелочку из перьев, помпоны, бутылочный ершик, кондитерскую кисть, кисточку от лака для ногтей, кисточки для макияжа…

Набираем тактильный опыт. Потрогайте кожицу овощей и фруктов, яблоко, персик, банан, кукурузу, виноград, апельсин, авокадо, капусту, сельдерей, ананас, тыкву, картофелину, огурец, брокколи, клубнику и др.

Игры для самых маленьких

Во время кормления помассируйте ребенку ручки и ножки.

Используйте тактильное одеяло

Во время купания потрите все тело ребенка руками, мылом, фланелью.

Вытирая, разотрите ребенка полотенцем.

Кладите ребенка на разные поверхности: овечью шкуру, ковер, атлас, пленку, велюр; меняйте их. Проведите по телу ребенка предметами разной текстуры. Не мешайте ребенку изучать игрушки оптом.

Стимулируйте лицо ребенка, поглаживая его рукой или кусочком фланели.

Играя с ребенком, надевайте одежду из разных тканей.

Когда ребенок научится стучать и отталкивать, предложите ему предметы с разными поверхностями.

Предлагайте ребенку разную на ощупь еду.

Развешивайте предметы разной фактуры на эластичные ленты, так, чтобы ребенок мог до них дотянуться.

Ласково поощряйте попытки ребенка получать ощущения от всего тела.

Постарайтесь, чтобы ребенок ходил как обутым, так и босым.

Позвольте ребенку исследовать поверхности различной текстуры не только дома, но и на улице.

Тактильная подушка

Для такой подушки можно придумать историю, при этом сама подушка будет фоном, а герои могут прикрепляться к ней пуговицами, кнопками или липучкой, в зависимости от ловкости рук ребенка. Такая подушка будет стимулировать зрение и тактильные ощущения ребенка, развивать мелкую моторику.

С помощью такой подушки можно учить ребенка считать, различать цвета, формировать простые понятия (части тела, верх/низ, количество, находить одинаковые изображения).

Яркие краски и разнообразные текстуры подушки могут побудить ребенка обследовать ее тактильно.

Можно задействовать еще и слух, прикрепив к фигуркам или вложив внутрь колокольчики.

Одни части подушки могут быть неизменными, а другие могут меняться в зависимости от истории.

Жестянка для ощупывания

Приклейте на старую банку из-под краски кусочки меха или фетра, можно в форме человечка или зверя. К крышке или верхнему ободку можно приклеить «волосы», так, чтобы они снимались.

В таком ведерке модно устраивать игры с пенопластом, ватными шариками, деревянными и пластиковыми кубиками, мехом, перьями и т.д. Можно узнать спрятанные в ведре предметы на ощупь. Возьмите, например, машинку, пуговицу, кольцо, прищепку, кубик, ложку, фрукт, чашку, резинку, перо, большое, шершавое, гладкое, легкое, тяжелое и т.д.

Тактильный мяч

Сделайте мяч из материалов разной фактуры. Его можно наполнить колокольчиками, бусинами, крупой и т.д. Полет вашей фантазии безграничен.

Тактильный кубик

Сделайте игральный кубик из тканей с одинаковой или разной текстурой. Вместо точек. Вместо точек пришейте пуговицы (они тоже могут быть разными на ощупь).

Коробка для ощупывания

Можно взять простую картонную коробку, пластиковую миску или пластмассовую коробочку от мороженого, можно сделать ее самим, яркой и интересной на ощупь.

Например, приклейте на коробку снаружи:

Кусочки пенопласта, катушки, песок, опилки, яичную скорлупу, ткань, пуговицы, полистирол, пластик, другие предметы.

Изнутри вы можете обклеить коробку интересными для ощупывания материалами (рис, пшеница, шерсть, пенопласт, ракушки, пуговицы и т.д.)

Кроме того, ее можно наполнить разными на ощупь предметами.

Волшебный мешочек

В мешочек, перетянутый веревочкой, сложите разные предметы для ощупывания. Играйте, чтобы ребенок засовывал туда руку и доставал предмет. Можно поговорить о свойствах предмета – длинный он или короткий, мягкий или жесткий, тяжелый или легкий, большой, или маленький, форма, цвет, назначение и т.д.

Кроме того, большое удовольствие доставляет детям угадывать предметы, не вынимая их из мешочка.

Можно приготовить два мешочка и отыскивать в них одинаковые на ощупь предметы.

Тактильное домино

Сделайте геометрическое домино из картона, наклеив на него фигуры из наждачной бумаги. Играйте так же, как в обычное домино.

Тактильные карточки

Сделайте карты с поверхностями разной фактуры или с приклеенными кусочками наждачной бумаги разной формы, так, чтобы было по две карты каждого вида. Цель игры – найти парные карты.

Сетка из-под лука

Сложите в сетку из-под лука разноцветные пластиковые крышки от бутылок. Эту сетку можно: трясти, бросать, ловить, проводить ею по коже.

Вместо пластиковых крышек можно взять: мраморные шарики, большие пуговицы, металлические крышки от бутылок, мячики для пинг-понга, колокольчик, бусины, маленькие деревянные кубики.

Игры со всем телом

Возьмите шариковый бассейн или большую картонную коробку, из-под стиральной машины (любого большого прибора). Положите внутрь все тактильные игрушки, которые вы сможете найти у себя дома (там должно еще остаться еще много места для вас и ребенка). Чем меньше одежды будет на ребенке, тем больше тактильных впечатлений он получит.

В коробку можно положить: целлофан, коробки из-под яиц, гофрированную бумагу, ткань, клубки шерсти и хлопка, стеклянные шарики, шарики от пинг-понга, теннисные шарики, мятые газеты, валики из фольги, войлок, замшу, овечью шкуру, воланчики, песок, наждачную бумагу, листья, кору, шишки, кубики, бумажные тарелки.

Тактильная рамка

Идеально подходит для детей с двигательными нарушениями. Эта игрушка стимулирует зрение, слух, тактильное восприятие.

Такого эффекта можно добиться, привязав игрушки к рукоятке метлы и положив ее между двумя стульями так, чтобы ребенок мог дотянуться до игрушек. Игрушки можно повесить на резинку, эластичную нить, ткань, тесьму.

Тактильный альбом

Такой альбом получится, если приклеить в обычный альбом кусочки ткани различной фактуры, солому, сено, пластиковую сетку, резиновый коврик, опилки, рис, макароны, кусочки резины, перфорированного картона, дробленой яичной скорлупы, сухие листья или цветы, лен, целлофан, шерсть, ватные палочки, диски.

Все это можно приклеить на отдельные листы картона.

Тактильные прогулки

На прогулке исследуйте поверхности всего, что встречается на дороге. Даже очень маленького ребенка, можно заинтересовать этой игрой, особенно летом, когда мало одежды, и можно касаться предметов, разными частями тела. Поиграйте вместе:

Трава, мох, бетон, листья, кора, грязь, улитки, червяки, лужи, водоросли, песок, камни, деревяшки – гладкие и шершавые, цветы, фрукты.

Что спрятано под одеялом?

Спрячьте под одеяло несколько разных на ощупь предметов. Сначала постарайтесь узнать предмет, ощупывая его через одеяло, затем проверьте свою догадку, засунув руку под одеяло и ощупав его там.

Можно прятать звучащие предметы.

Красим пальцами

Чтобы приготовить небольшое количество краски, возьмите 4-5 чайных ложек кукурузной муки смешайте с небольшим количеством холодной воды так, чтобы получилось жидкое тесто; для получения густого теста, доливайте кипятком, непрерывно помешивая.

Этой пастой можно красить руками различные поверхности: стеклопластик, металл, дерево, окна снаружи. Весело красить и легко смывать. Можно делать отпечатки рук.

Получившиеся картины можно украсить рисом, макаронами, чайными листьями, дробленым горохом и т.д.

Отпечатки ног

Покрасьте кистью ступни ног. Чтобы получились отпечатки, надо наступить на бумагу, можно пройти по ней, чтобы получилась цепочка следов. Можно не красить ноги, а окунуть ноги их в краску, чтобы она лучше распределилась по ноге. Приготовьте большой тазик с теплой водой, мочалку и полотенце в конце «дорожки» из следов или рядом.

Бумажные завитушки

Их можно сделать с помощью полуоткрытых ножниц, твердо прижимая к лезвию и протягивая полоски бумаги. Миска таких завитушек подарит ребенку новый тактильный опыт.

Куклы

Куклы дают уникальную возможность взаимодействия с ребенком. Очень часто они помогают увлечь ребенка, когда другие методы не действуют. Ребенок может отважиться попробовать засунуть руку внутрь куклы и ощутить, какая там поверхность. С помощью куклы часто удается мотивировать ребенка на что-то новое

Ребенок может с радостью помочь взрослому мастерить кукол. Их можно сделать очень простыми, из разных лоскутков, кусочков и остатков старых носков.

Бросаем мокрую губку

Можно бросать мокрую губку на асфальт, бумагу рожицу, нарисованную на картоне и приклеенную на стену, друг в друга, в бумагу, подвешенную на веревке.

Просеивание муки

Добавьте в муку различные материалы (чтобы при просеивании они остались на решетке): рис, листья, блестки, макароны, кокосовая стружка.

Мешочки с бобами

Такие мешочки можно сшить из тканей разной фактуры, квадратными по форме, а можно – в виде гусениц, лягушек и т.д.

Игры с водой

Можно использовать воду как источник мотивации или просто поиграть с ней. Возможности неисчерпаемы.

Покрасьте воду пищевыми красителями.

Добавьте в воду шампунь, взбейте ее венчиком и выдувайте пузыри, через соломинку.

Можно ловить в воде намагниченных рыбок с помощью магнита.

Положите на дно тазика зеркало.

Положите в таз с водой кубики льда. Потрогайте их и выловите.

Заморозьте цветы, геометрические формы в кубики льда. Потрогайте их, посмотрите, как будут таять.

Положите в воду морские водоросли.

Искупайте кукол, постирайте кукольную одежду, помойте машинку, вымойте посуду.

Положите в воду ракушки, камушки, песок, куски дерева и т.д. Посмотрите, что будет плавать, а что утонет.

Поиграйте с пульверизатором.

Животные

Домашние животные могут установить контакт и общение с детьми даже в случаях, когда это не получается у взрослых. Они принимают нас такими, какие мы есть, ничего не ожидают заранее и могут очень помочь ребенку, просто живя рядом и позволяя с собой играть. Потрогайте вместе животное. Какое оно? Теплое или холодное? Дикое или домашнее?

свернуть

СКОРО В ШКОЛУ

подробнее...

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

подробнее...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

подробнее...

Автоматизация звуков в домашних условиях

подробнее...

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

подробнее...