Педагогам

Нормативные правовые документы

Нормативные правовые акты

на сайте Министерства образования

на сайте Национального образовательного портала


Основные документы дошкольное образование 2023-2024

документы с сайта adu.by

Учебная программа дошкольного образования 2022

документ с Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

свернуть

Конспекты занятий

Сценарий по ПДД для детей старшей группы

«Сокровища Царя Светофора»

Выход Кощея

Кощей: Фу–фу –фу , апчхи. Ой, как человечьим духом в нос ударило, с чего бы это. Опаньки, так здесь же человеческие детёныши собрались, сидят тут улыбаются. А ну, малыши, быстро уходите отсюда, не видите у меня на вас аллергия. Апчхи. Что не хотите? Ну, тогда я сейчас буду вас пугать (кривляется). Что страшно?(ответ)

Ф-ма Шапокляк 1

(выходит тихонько Шапокляк. Стоять - вы арестованы. Кощей поднимает руки вверх «Это не я, это все они»)

Шапокляк: Хи-хи. Успокойся Скелетик- это всего лишь я- Шапокляк.

Кощей: Ну, Шапокляк, у тебя и шуточки, было бы у меня сердце, давно бы выпрыгнуло. Ладно, не мешай мне на детей ужас наводить. Ведь я настоящее чудище…

Шапокляк: Хи-хи тоже мне чудище, пугало ты огородное, к тому же лысое, костлявое и лопоухое. Никто тебя не испугается.

Кощей: Шапокляк, ты хочешь сказать, что эти малыши смелые?

Шапокляк: Скорее всего, что так оно и есть, раз они до сих пор ещё не разбежались в разные стороны.

Кощей: Не верю, и сейчас я их проверю. Пускай они свою смелость проявят, меня с друзьями моими болотными позабавят ( в непрозрачном мешке у Кощея лягушки силиконовые, пауки с пищалками и т.п.; он подходит к детям и пытается испугать своим реквизитом детей; дети смеются, визжат…)

Игра «Лягушки»

Кощей: Подумаешь, не испугались, ну молодцы…. зато я …(загибает пальцы) красивый - раз, важный - два, богатый - три, а самое главное что я – бессмертный. Не верите, а я вам сейчас докажу, есть у меня волшебное зеркальце. Оно никогда не врёт (Ф-ма сказочное зеркало) 1-й раз

Кощей: Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи

Я ль на свете всех умнее, всех богаче и главнее.

Ну, чего молчишь, мерзкое стекло, оглохло что ли? (Тресёт зеркало) Похоже, батарейки отсырели.

Шапокляк: Да ладно не расстраивайся, Коша, я тебе и без зеркала всю правду расскажу. (Ф-ма сказочное зеркало) 2-й раз

Ты богатый, спору нет,

Но есть царь такой на свете

Уважают его все

Взрослые и дети.

С площадей и перекрёстков

На всех он глядит в упор,

С виду грозный и серьёзный,

Долговязый …

Кощей: Водяной

Шапокляк: Да при чём здесь водяной. Ребята, может вы, знаете кто это? (ответ) Правильно. (Светофор)

Кощей: Светофор? Кто это такой? И в чём его волшебная сила?

Шапокляк: Ну и, балбес, же ты, Коша. Сразу видно, что в городе не бываешь, и того не знаешь, что Светофор всем движеньем в мире управляет. И пешеходы, и водители чётко правила его волшебных огоньков знают и строго соблюдают.

Кощей: Ах, так! Значит, все Светофор уважают, а меня НЕ ЗАМЕЧАЮТ и НЕ БОЯТСЯ? Слышь, Шапокляк, мешок золота тебе даю, если поможешь мне волшебные огонёчки достать. Ух, как все будут тогда передо мной дрожать, когда я стану всем движеньем управлять. Ну что, согласна?

Шапокляк: (задумалась)Что делать?! Согласная я. За мешок большой золота. Пойдём, подумаем какую хитрость применить, чтоб тебе помочь огоньки раздобыть.

Кощей: И то верно. (уходят смеясь и шушукаясь)

(Ф-ма Светофора 1) (появляется Светофор с жезлом ГАИ)

Светофор: Здравствуйте, ребята и взрослые! Я очень рад встрече с вами. Вы, конечно же, меня узнали. Правильно, я – Светофор. Светофор двухцветный, у меня два волшебных огонька – красный и зелёный. Но есть и трёхцветные светофоры с тремя волшебными огоньками. И как раз сейчас я хотел бы проверить знаете ли вы, какие это огоньки. А для этого мне понадобятся 2 команды по 3 участника.

Игра «Сложи Светофор»

(2 мольберта, 2 коробки с цветными кружочками внутри)

Светофор: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием и знания у вас, я вижу, имеются! (Ф-ма Шапокляк 2)

(голос Шапокляк за кадром – Помогите, люди добрые…)

Светофор: Бабушка, что случилось?

Шапокляк: Кто здесь?

Светофор: Это я – Светофор!

Шапокляк: Ой, здравствуй, добрый человек. Будь так ласков, переведи меня через дорогу к «Детскому миру», а то я глухая, немая и слепая.

Светофор: Так, ребята, я через 5 минут вернусь. Я должен помочь, чтоб ничего не случилось. Бабушка, пойдемте, только быстро! (уходят, раздается крик Светофора, Помогите, хулиганы,ой…)

Ф-ма Спанчбоба

(выбегает Спанчбоб)

Спанчбоб: Сколько здесь детишек, девчонок и мальчишек. Здравствуйте, ребята.(здороваются) Почему так тихо здороваетесь, не проснулись ещё или плохо позавтракали? А ну–ка, давайте ещё раз поздороваемся, да погромче. Здравствуйте! (ответ) Вот теперь вижу, что вы вежливые и дружные дети. Разрешите представиться, … а может вы сами попробуете догадаться, как меня зовут. Правильно, я - Спачбоб. Когда я впервые в город попал, - растерялся. Кругом дороги, переходы, знаки непонятные висят, монстры на колёсах гудят. Всё не так как у меня дома под водой. Ну-ка, кто из вас, друзья, может картинки собрать и что это за монстры рассказать?

Игра «Сложи картинку транспорта» 5 участников

(5 разрезанных картинок- пазлов: трактор, скорая помощь, трамвай,

автобус, экскаватор)

Спанч: Конечно же, ребята, это вовсе не монстры, а обычный городской транспорт. Просто я хотел убедиться, что вы хорошо знаете виды транспорта. А вы ведь стараетесь как можно больше времени проводить на свежем воздухе, гулять с друзьями по городу, кататься на велосипеде и т.д. Ведь это так здорово, полезно и увлекательно, но, к сожалению, очень опасно. И здесь без чётких знаний не обойтись. Поэтому мы договорились со Светофорчиком здесь встретиться, чтобы вместе с вами закрепить знания по ПДД никогда их не забывать и всегда строго соблюдать. Ребята, скажите, а сколько цветов у Светофора. (Три) А какие? Красный, желтый и зелёный. Ну а чтобы проверить знаете ли вы, что означает каждый цвет светофора, я буду загадки читать, а вы ребята дружно громко отвечать. Итак, внимание.

Спанч: Отлично. На все мои вопросы ответили правильно. Уверен, что Светофор будет рад, познакомится с такими замечательными гостями. Остаётся только его позвать, и он тут же появится. (зовут хором). Слышите, а вот и он сам.

(Ф-ма Светофор грустный 2)

Спанч: Здравствуй, Светофор Светофорыч. А что такой грустный, может встречи с нами не рад?

Светофор: Да что ты, Боб, гостям я всегда рад, да только беда у меня случилась, что делать не знаю. (звучит Ф-ма песня Светофора)

Спанч: А в чём дело расскажи? Может мы с ребятами, твоему горю поможем?

Светофор: (поёт)

Ах, напали на меня силы злые

И украли огоньки дорогие

Злой Кощей устроил сей кавардак

Спанч: Нужно срочно найти их …

Светофор: Но как??????

Спанч: Ну и коварный же этот злодей. Чего удумал. И кто его только надоумил?!

Светофор: Ах, какой вред нанесли похитители?

Погубить страну хотят разрушители.

Спанч: Светофорчик, успокойся, прошу.

Светофор: Я себе никогда не прощу.

Спанч: Я, кажется, знаю, что нужно делать и, причём, немедленно

Светофор: Только на тебя надежда.

Спанч: Мы с ребятами к Кощею отправимся,

Огоньки вернуть быстрей постараемся,

Так что ты особо здесь не грусти!

Светофор: Будьте, вы, осторожны в пути!

А для того чтобы в пути с вами ничего не случилось, нужно хорошо подготовиться. Ведь путь в Кощеево царство очень опасный. И у меня нет цветных сигналов, которыми я мог бы вам помочь перейти через неосвещённые дороги. Поэтому нужно стать заметнее для водителей, надев фликер, а проезжую часть дороги переходить только по пешеходному переходу. А чтобы наглядно это продемонстрировать, нам нужны помощники.

Игра «Стань заметнее» 2 ком. по 5уч. 2 стула,10 фликеров; 2 пары зебры.

Спанч: Ну, а теперь в путь. До встречи, Светофорчик.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЛОК

звучит ф-ма Кощеево царство

Спанч: Ребята, кажется, мы на месте, но где же Кощей?

Кощей: Кто посмел нарушить мой покой, ах это опять вы, противные детишки. Маленькие, румяненькие и, небось, вкусненькие. Славный из вас обед получится!

Спанч: Кощей, как тебе не стыдно. Вместо того, чтобы нам угрожать, лучше верни Светофору его цветные огоньки.

Кощей: Ни за что!!!

Спанч: Неужели ты не понимаешь, что без сигналов Светофора на дорогах образуется полный беспорядок, могут произойти аварии и пострадать как пешеходы, так и водители.

Кощей: Ну и что! Мне до этого дела нет! Ведь я-то не пострадаю, потому, что БЕССМЕРТНЫЙ!!!

Спанч: А, вот и не правда. Я думаю, ребята читали сказку и прекрасно знают, как тебя можно победить. Кто скажет, где находится смерть Кощея? (на конце иглы, а игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, а дуб возле твоего замка).

Кощей: (жалобно) Тсс… Не губите детки, я больше никогда не буду делать гадости. Обещаю вернуть Светофорские огоньки, все равно они моих приказов не выполняют, наверно поломатые.

Спанч: Да нет же, с ними всё в порядке. Просто волшебными они становятся только тогда, когда ими управляет Светофор. Понятно!

Кощей: Всё ясненько, понятненько. Эй, Шапокляк! Тащи сюда цветные огоньки. (Ф-ма Шапокляк )(выбегает Шапокляк)

Шапокляк: Как скажешь, Кошенька. На, держи... (подаёт воздушные шары)

Спанч: Не понял, что это.

Шапокляк: Как, что. Сигналы Светофора. Просто я немножко их заколдовала. Сама не знаю, как это у меня получилось.

Кощей: Да я тебя за такие проделки!!!......(злится, топает ногами)

Шапокляк: Ой, Коша не сердись на меня. Всё ещё можно поправить и цвета расколдовать. Только помощь детей потребуется.

Спанч: Ну, говори, что делать нужно?

Шапокляк: Нужно выполнить задание каждого воздушного шарика по цветам Светофора. Скилетик, ты как хочешь, а я исчезаю. (убегает, Кощей пытается тоже, но Спанч хватает Кощея за ухо)

Спанч: А вас гражданин, Константин Бессмертович, попрошу остаться. Ребята, вы готовы к испытаниям? (ответ) Тогда не будем терять времени. Итак, первый цвет Светофора Красный. Берём шарик и лопаем. Посмотрим, что за задание нас ожидает. (читает загадку )

Справа - дверца!
Слева - дверца!
И бензиновое сердце!(Автомобиль)

Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
Из под них клубится пыль.
Это что?… (Автомобиль)!

А кататься детворе можно только где ребята? Правильно, во дворе. Итак, нам нужны любители гонок, которые знают знак поворота и смогут проехать на самокате, не нарушив правил.

Игра «Авторалли с крутыми поворотами» 2 ком. по 5уч.

знаки поворота, 2 машинки

Кощей: Молодцы, ребята!

Спанч: Волшебный красный огонёк, вернулся к Светофору.

Кощей: Приступим к выполнению второго задания. (Спанч лопает зеленый шарик и читает ...)

В чудесном домике живём

Мы три родные брата,

И помогаем с давних пор

В дороге всем ребятам.

Игра «Собери цвета Светофора» (делим всех детей на з команды, игроки каждой команды должны по очереди выбрать из бассейна шары своего цвета)

3 корзины, сухой бассейн с 4мя видами шаров :красные, желтые, зелёные, синие

Спанч: Отлично. Молодцы ребята с последним заданием тоже справились и вернули Светофору его зелёный огонёк. А вот и он сам…

Светофор: Спасибо вам большое, ребята, что, не смотря на испытания, вы смогли отыскать и вернуть мне волшебные огоньки. Так приятно, что вы знаете и соблюдаете правила дорожного движения.

Кощей: Дорогие ребята, а я благодаря вам понял, что все без исключения

Должны знать правила движения

И не только твердо знать

Но и строго выполнять.

Спанч: На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается. Надеюсь, оно было поучительным и увлекательным.

(Герои благодарят детей и вручают им сладкие призы)

Светофор: Будьте всегда внимательны и осторожны. Всего доброго! (вместе) До новых встреч! (герои уходят)

свернуть

Консультация для родителей и педагогов

Консультация для родителей и педагогов

Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает«техническая новинка»). Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей. Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема.

Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.

Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру.

Для компьютерной игры характерны:

· преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;

· многократный повтор действия для достижения результата;

· малоосмысленное продвижение по уровням сложности;

· попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости ( «захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …

2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!

3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже«натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется — мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.

4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

· Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.

· Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.

· Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Как понять, что детской психике причинен ущерб?

Первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.

Чем опасны гаджеты?

1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз.

· Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.

· Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глазки не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.

2. Чем выше компьютерная зависимость, тем слабее иммунитет.

· Нарушение осанки влечёт за собой проблемы в формировании костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – получить хорошую физическую нагрузку.

· Нарушения ритма дыхания. Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении, что они забывают дышать. Недостаток кислорода плохо влияет на многие, если не все функции нашего организма.

Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

Эту зависимость и побеждать не надо, стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать.

У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много. Например, рисование, конструирование, лепка. Только надо найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.

Необходимо всячески поощрять друзей, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения.

Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Проблема аддикции (зависимости) возникает из-за стремления индивида к уходу от реальности, связанному с изменением психического состояния.

Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важные для себя проблемы (например, бытовые, социальные), но и останавливается на своем личностном развитии. Сейчас много сообщается о разрушающем воздействии телевидения, специфических интернет-технологий на детей. Детские психиатры и психологи указывают на обострение проблемы развития зависимости детей от телевидения и компьютеров в 21 веке, в связи с чем, актуальней становится разработка мероприятий по профилактике аддиктивного поведения, связанного с негативным воздействием средств массовой информации на подрастающее поколение.

Интернет-зависимость – явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики, аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Практические психологи выделяют три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у интернет-зависимых детей:

· наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения данной потребности

· субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости

- неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «я – реального» и «я – виртуального».

Мы видим, что представленный комплекс нарушений весьма сложен. Поэтому реабилитация поведения таких детей должна начинаться, прежде всего, с коррекции психической патологии. Основной подход – комплексный. Он осуществляется путем целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с непременным использованием прикладных медицинских знаний. Оздоровление детей дополняется воспитанием, которое растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия, а работа врача, психолога и педагога объединяется здесь в одно целое.

Успешное осуществление реабилитации таких детей в значительной мере зависит от качества связей и отношений, в которые включаются дети вместе со взрослыми. И только в такой детско-взрослой общности, где связи и отношения находятся в гармонии, происходит восстановление полноценной жизни человека.

Рассчитывать на педагогический эффект можно только в том случае, если в полной мере будет реализован принцип системности и последовательности в реабилитации и воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная сообразно целям педагогической деятельности. Вот некоторые педагогические установки реабилитации поведения:

1. В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог вызывает это чувство, если никогда не злоупотребляет чувствами ребенка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой.

2. Любовь составляет важнейшую сторону межличностных отношений. А для ребенка очень важно знать, что его любят. В любви реализуется его представления о ценностях жизни. Конечно, любить каждого ребенка – сложно. Но надо хотя бы постараться принять его со всеми недостатками, пороками. От того, примем мы его душой или нет, зависит и то, примет ли он нас, а значит, и наши воспитательные воздействия. От нашего принятия детей зависит и их принятие друг друга. Поэтому принять душой любого ребенка для успеха воспитания необходимо.

3. Забота о ребёнке – физический уход, создание психологического комфорта – защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению, создаёт условия для созревания и восстановления сил. Отсутствие заботы приводит к асоциальности ребёнка, к искажённым представлениям о способах совместной жизнедеятельности людей. Взрослый должен защищать человека в каждом ребёнке.

Делая вывод по всему вышесказанному, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими новомодными устройствами.

 

Консультация для воспитателей

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

«Самое дорогое у человека - это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ГУО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации образовательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в УДО, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание площадки ПДД на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений образовательной работы в ГУО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, наглядно- информационное направление: организация Дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие с семьёй по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Эго заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил - это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.

Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. Необходимо в каждом родительском уголке иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГАИ, информация которого будет напоминать:

нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;

следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду;

надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения;

взаимоуважение водителя и пешехода - это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий.

Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно- транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Причиной ДТП являются:

переход перед близко идущим транспортом; переход в запрещенном месте; невнимательность пешеходов;

хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.

Среди жертв дорожных происшествий более 20 % — дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно недалеко от дома - примерно половина случаев в радиусе 600 метров от дома. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно- транспортных происшествий, особенно велико.

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они должны закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге. Им можно рекомендовать это сделать через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, нужно помнить, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. Родителям следует рассказать, что к концу дошкольного детства дети должны знать ответы на следующие вопросы:

1. Из каких частей состоит улица?

2. Что такое перекресток?

3. Зачем нужны тротуары?

4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?

5. Когда и где можно переходить улицу?

6. Зачем нужен светофор?

7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора?

8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем?

9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?

10. Где можно кататься на велосипеде?

11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.

Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации.

Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями можно взаимодействовать и через общие собрания, через семинары- практикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работе по изучению с дошкольниками правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей, например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГАИ, школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме.

Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса.

Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взросых.

свернуть
Меню раздела